Ещё раз коротко поясню то, что пытался раньше сформулировать.
Три основных источника потерь, на мой взгляд, - это:
1. работа против силы тяжести (будем считать приземление неупругим, так что всё, что сила тяжести производит в фазе полёта бегун вынужден отработать, находясь на опоре (отталкиваясь).
2. Работа против силы трения покоя. Т.к. только в идеале скорость ступни относительно земли в момент приземления нулевая или (что ещё более невероятно) направлена против движения. Я полагаю, что даже у элиты нога всё ж немного, но "втыкается" и этот втык также полагаем неупругим (иначе отлетала бы
) и есть сила трения, которая гасит (неупруго) скорость ноги (ступни), и это также прводит к потере кинетич. энергии.
3. Потеря на ускорение движения ног.
Поясню.
Чтобы сократить основную потерю - от силы тяжести, бегуну выгодно меньше времени проводить в фазе полёта, т.е. частить ногами. Т.к. ноги движутся не по окружности, а туда-сюда, то превышение частоты с которой они могли бы "болтаться" сами по себе (как маятник, силой трения в суставах принебрегаем)... превышение этой частоты ведёт к усилиям на их торможение-ускорение в этом "болтании". Оно неупруго, как и вся работа мышц. Поэтому это третий источник потерь и он должен как-то быть согласован с первым источником, чтобы был минимум потерь.
Этот минимум далеко не очевиден. Нарабатывается на уровне интуиции бегуном. 2й источник потерь стремятся убрать правильной техникой и постановкой ноги. И, в-основном, убирают.
Причём можно ведь попутно замедлить ногу при приземлении и ускорить толчком, что приведёт к увеличению частоты ног (что и нужно для согласования 1. и 3.) Т.е. 2. также связана с этим компромиссом: сила тяжести<->сила трения на опоре против движения.
В спринте нужна макс. частота. Поэтому нужны мощные толчки вперёд. (Там невозможно "подгадать" постановку так, чтобы нога не тормозилась о поверхность, да и пусть тормозится - ведь нужно чаще толкаться!) Но выиграет при этом тот, у кого ноги ещё и длиннее.
Как только длина дистанции увеличивается, то становится важной абсолютная величина потерь и выигрывать начинают длинные сильные ноги, но при этом меньшей массы. Потери с ними меньше, но в спринте они проиграют, т.к. не настолько сильны (не дадут нужной мощности) как массивные ноги.
В марафоне выиграет бегун с меньшей длиной ног, т.к. потери при постановке ступни у него будут меньше, частота выше (что приведёт к экономичности против силы тяжести). Ну и конечно, худощавый (меньше масса - меньше потери 1., 3, и 2 - если ноги худые).
Отсюда понятно зачем бегуну толкаться вперёд и вообще картина ясна, хотя нюансов много. Но когда мы рассуждаем о потерях то нужно указывать сначала где теряется энергия и почему надо толкаться вперёд или вверх. Если умалчивать, полагая очевидным, то будем топтаться на месте и каждый будет думать не об общей картине, а своих фантазиях на эту тему. Так мы ни к чему не придём.