smz писал(а):
Вот еще пример придумался.
Я бегу со скоростью 10 км/ч рядом с длинным траволатором, какие в аэропортах бывают. А траволатор движется мне навстречу со скоростью 5 км/ч.
По траволатору бежит в том же направлении, что и я, мой приятель. Со скоростью 15 км/ч. Естественно, в итоге мы бежим рядом и мирно обсуждаем насущное.
Вопрос: кому из нас бежится легче, кто тратит меньше энергии? Я, честно толкающийся от неподвижного пола, или приятель, которому на этой бегущей дорожке надо всего лишь читерски перебирать ногами, а толкаться вообще не надо, т.к. на каждом шаге дорожка услужливо подъезжает под него?
Если кажется, что по 15 даже на дорожке заведомо тяжелей, чем по 10 на земле (ну типа надо по крайней мере шустро подпрыгивать), можно замедлить траволатор до 1 км/ч, а приятеля до 11 км/ч.
P.S. Про стакан - байка, конечно. Потому что при координированным развороте (без скольжения) зеркало воды в стакане остается параллельным горизонтальной плоскости самолета. В Сети можно найти ролик, как пилот, крутя бочки, наливает в стакан воду, и струя попадет ровно в стакан, никуда не отклоняясь (а не координированных разворотов на почти поломатом самолете лучше не надо, и там уже будет не до стаканов).
Интересно, кстати, что как раз тангаж вода вполне покажет. Но на посадке он изменяется в столь узких пределах, что толку от этого будет немного, тут уж скорее грузик на длинной ниточке помог бы. Но его лучше вешать заранее и сразу отмечать вертикаль зарубками на стенке кабины.
Но проблемы с ориентацией без ориентиров вполне реальная, что в воздухе, что на суше. Помню, на горных лыжах попал в непроглядный туман, ехать не мог, но и стоять не мог - организм не понимал, что я на склоне, пытался меня поставить перпендикулярно ему и закономерно падал.
Нет никакой байки. Нет никаких координированных эволюций самолета (не работают авиагоризонты, курсовые системы, акромя картушки)..
И да.. тангаж по уровню воды в стакане, хотя есть косвенные приборы типа указателя вертикальной скорости..
https://www.vesti.ru/article/2018137Что касается предпосадочной прямой (глиссада), то там только визуально, при хорошей видимости полосы, как минимум при видимости 10 км