Chapay писал(а):
Ну какие там силы? Мы же рассмотрели грузик на пружинке. Достаточно один раз подпрыгнуть и пружина будет возвращать это усилие при каждом приземлении.
Я имел в виду, что пружина в бокерах сжимается за счет толчка, а он осуществляется силой бегуна. Поскольку в реальной пружине энергия теряется за счет внутреннего трения и вследствие не идеальной твердости поверхности, то пружина будет возвращать только часть энергии.
Цитата:
Бегун тратит силы и на приземление. Почему? Амплитуды подошвы не хватает. Она берёт на себя часть импульса, запасает его подобно пружине, но остальной импульс гасится в теле бегуна.
Можно представить табуретку с резиновыми ножками. Очевидно она пропрыгает гораздо меньше, чем табуретка на пружинах. Вот недостающие прыжки должен компенсировать бегун работой своих мышц. Там всё неупруго, требуется энергия.
Здесь интересен вот какой аспект: при приземлении нужно затрачивать усилие, чтобы остаться на ногах, поскольку наш ЦТ стремится к земле. Бегун противопоставляет этому стремлению силу, равную масса*ускорение, где ускорение - это замедление ЦТ, которое бегун обеспечивает при приземлении. Чем мягче подошва, тем длиннее путь ЦТ при замедлении и меньше его ускорение, то есть меньше сила и меньше затрата энергии бегуна. Но тем меньше и энергия, запасаемая "пружиной" подошвы, которую можно было бы использовать при толчке.
А чем жестче пружина, тем меньше путь ЦТ при приземлении, сильнее замедление и тем больше тратится энергии бегуна на этой фазе. Зато в "пружине" запасается больше энергии.
Конечно, все это чисто умозрительные рассуждения, поскольку мы не знаем численного выражения величин. И сдается мне, что все это мизер по сравнению с упругими характеристиками нашего ОДА. Однако и мизер может иметь значение на таком уровне бега. Поэтому было бы интересно все-таки узнать соотношение минусов и плюнусов упругой подошвы - то есть что в конечном счете больше: экономия энергии, которая тратится при приземлении на подошву с бóльшим ходом деформации, или запасаемая энергия при приземление на подошву с меньшим ходом.
И еще надо учитывать дополнительное время, которое потребуется на отработку подошвой с большей сжимаемостью своего хода деформации. Поскольку бегун стремится к привычному каденсу, такая подошва покажется ему просто вязкой.