19.02.16. День двадцать пятый. 17 км. Мысли о безопасности.
06.20. -9 градусов. Наконец-то подморозило. За пару дней дорожки проморозило, просолило и пропесочило. Бежать хорошо, комфортно. Пытаюсь отформатировать размышления о безопасности, дабы закончить начатую еще до курсов тему.
ЛЮДИ.
"И кто, скажите, зверь на самом деле? И почему противен этот век? А просто человечнее нас звери… И зверя нет страшней, чем человек!" (Елена Бедретдинова)
Не поспоришь. Впервые о том, что делать и как защищаться именно от людей на большой марафонской дороге я серьезно задумался лишь когда начал свой волжский пробег в 2006 году. Причем, план действий сложился только к 3-му дню путешествия, а к 5-му дню он неожиданно реализовался.
Получилось так, что накануне, а именно 5 мая 2006 года я опередил график и вместо запланированной ночевки в Цаган-Амане остановился в Никольском и следовательно к Черному Яру на следующий день я подбегал уже к 12 часам. Кругом расстилалась ровная как стол степь, село с белыми крышами домов, соломинками ретрансляционных вышек наблюдалось издалека как на ладони. Шоссе пустынно, только легкий шелест ветра и цикад по сторонам. Позади 40 км и очередной шаговый участок, поскольку придерживался такой динамики пробега: 10 км. бегом и 1 км. пешком. Иду по обочине навстречу движения, отдыхаю душой и телом. До села - километров 5-6. Чу, впереди белая нива вдруг неожиданно сворачивает в мою сторону и резко тормозит. Руки упираются в капот, ноги - два шага назад, иначе бы упал. Первая мысль - меня с таким энтузиазмом встречает кто-то из администрации села, поскольку ранее связывался со многими спортивными чиновниками, живущими по маршруту бега. Обхожу машину, возмущенный возглас "ты че делаешь?!" застревает в горле, едва увидел водителя. Пьянущий мужик лет 40-ка, в камуфляже. С заднего окна высовывается морда пса-далматинца, с пассажирского сиденья тычет угрюмый взгляд худого горбоносого парня лет 25-ти. 3-го пассажира на заднем сиденье толком не разглядел. Из водилы вместе с перегаром тягуче лениво с хозяйской брезгливостью выползают слова: "Ты...кто...та...кой?". Мгновенная оценка ситуации ничего хорошего не предвещает. До села еще несколько километров, на шоссе других машин нет. Против "трех танкистов и собаки" в близком контакте шансов нет. Говорю подчеркнуто спокойным голосом: "меня тут из администрации встречают" (надеюсь, слово "администрация" слегка отрезвит воинственный пыл), прохожу мимо и перехожу на бег, пока еще неторопливый. Но мысли уже бешено крутятся в голове. Так, 2 варианта движения - по дороге или в степь. Заманчивый степной вариант отметаю. Не будь внедорожника и собаки, убежал бы в степь, хрен догонят, да и поленятся. Но в данном случае местные отморозки чувствуют себя хозяевамии и на внедорожнике вполне могут устроить сафари, да в придачу, собаку спустить. Не годится. Только по шоссе, вперед к селу. Авось охотникам (камуфляж и собака навели на эту версию) в лом будет разворачиваться и устраивать преследование незапланированной дичи.
Ага, как бы не так. Полуоборачиваюсь, кошу взглядом, прислушиваюсь ухом, контролирую ситуацию. Белое пятно машины. Так, разворачивается падлюка, на автомате фиксирую номер 036 - пару раз проговариваю, закидываю в мозг и слегка увеличиваю темп, смещаясь ближе к краю обочины. Гул двигателя нарастает. Время как будто замедляется, четко воспринимается отдельными кадрами. Сердце бухает. Легкие шумят: вдох-выдох, вдох-выдох. Мистическим образом, будто на затылке третий глаз, вижу-чувствую - вот-вот ударит бампером - спрыгиваю в кювет. Визг тормозов. Не рискует, сука - крутоват склон, да и угол не тот. Степь манит близким мнимым спасением. Но нет, нельзя! Запрыгиваю обратно на дорогу и вперед уже по середине шоссе.
Краем глаза вижу как с пассажирского сиденья выскакивает Горбоносый и за мной. Ну, началось - зашкаливает адреналин. Я ни разу не спринтер и опасаюсь только одного - нарваться на подготовленного физкультурника, который с учетом молодости на стометровке меня уделает. Поэтому бегу не во всю силу (не быстрее 4-х минут на километр), дабы не провоцировать ускорение соперника - пусть думает, что жертва вот-вот окажется в руках. Но внимательно контролирую дистанцию, не даю сближаться даже на 5 шагов, не дай бог схватит длиннющими руками. Почти уверен, что если не догонит за 100 метров, то уже не догонит никогда - "сдохнет" и никакая молодость не поможет пьяному организму. А мне, наоборот, хорошо, ведь позади разминочный марафон - тело разогрето и работает как часы.
Однако, ситуация осложняется. Нива, не сразу выбравшись с обочины (видно, водила не ожидал такой прыти от участников и пьяно тупит-тормозит) набирает скорость и уже догоняет бегущую парочку. - Если возьмут в коробочку, настанет пипец, - соображаю я, - придется бежать в степь. Где же другие машины? Что за глушь?! Именно в расчете на появление посторонних автомобилистов, как потенциальных свидетелей и строился план привязки к шоссе. Видно майские праздники и для них не имеют перерыва - добавил я пессимизма в разыгрывающийся прямо голливудский сценарий дорожного боевика. Но, как во всяком американском кино, "наши" побеждают и все дружно хлопают в ладоши. Так и здесь. Впереди показалась точка встречной машины. Я смело, нет не смело, а безбашенно бегу по середине шоссе, дабы не дать возможности объезда (Р22 достаточно узкое), энергичной мельницей размахиваю обеими руками,демонстрирую, что дорогу не уступлю. Подействовало. Старенькая 21-я Волга притормаживает и останавливается еще метров за 30 до бегущих людей - видно, тоже побаивается. Я добавляю ход, подбегаю, нагло открываю пассажирскую дверь, плюхаюсь на сиденье и выдыхаю - будете свидетелем, вон та машина и люди только что совершили на меня нападение. А неудачливые охотники, сообразив, , а что дичь ускользнула, уже разворачивались на машине, подобрав Горбоносого и торопливо покидали место короткого "неспортивного" состязания. - Поехали в отделение! - говорю водителю, показывая на село. Бедный мужик отчаянно машет головой, что-то мямлит, короче отказывается. Задним числом я с некоторой уверенностью могу предположить, что он узнал тех местных отморозков и просто побоялся связываться. Впрочем,свое доброе дело он сделал. Я говорю или не говорю ему спасибо (вот точно не помню уже), выхожу из машины и на адреналине, который еще бушует во мне, бегом несусь к селу.
В отделении милиции в окошечко сообщаю дежурному милиционеру номер машины и заявляю о нападении. Он принимает к сведению, куда-то звонит, а я пообещав вернуться через час, отправляюсь в гостиницу. На всякий случай в номере пишу заявление на бумаге, подробно описав все случившееся на дороге. Самому любопытно даже с профессиональной психологической точки зрения, что именно отразится на бумаге под влиянием эмоционального стресса. Возвращаюсь в отделение. Вижу, как милиционеры ведут Горбоносого. - Попался, голубчик! - не удержался я от ехидной подколки. В кабинете начальника местного угро собрались как я понял все оперативники и следователи. Наверное, для них случившееся - некое событие, внесшее какое-то разнообразие в серую скуку провинциальных будней. Рассказываю что случилось, жду реакции. Начальник мнется, предлагает не писать заявление, а закончить дело миром, и даже рукопожатием. Дескать, водителя уже лишили прав и этого наказания достаточно. Вообще-то я и не собирался возбуждать какое-либо дело - еще не хватало ездить сюда потом на всякие судебные разбирательства. Но ожидал некой скорее моральной компенсации, вроде извинения от представителя власти за бардак в районе. Поэтому такое прямолинейное предложение меня озадачило и даже возмутило. А что было бы, если меня все-таки сбили машиной или потом догнали? Но понимая, что не место и не время для поиска справедливости, пересилил себя и даже пожал обидчику руку. Обоих (и начальника и Горбоносого), как оказалось, зовут Сергеями. Может в этом все дело? Сращивание криминала и власти налицо. Скорее всего, здесь в глуши все друг друга хорошо знают, оплетены родственными связями и раздувать конфликт не видят нужным. Я пришел и ушел (точнее убежал), а им здесь жить, здесь - это в Черном Яру. Какое символическое название.
Любопытно, что на следующий день, я стартовал аж в 4 утра и финишировал уже в Светлом Яру где-то после 23-х вечера, преодолев таким образом более 120 км. Решил убежать пораньше, дабы исключить вариант мелкой мести от несостоявшихся охотников. Еще надумают поискать меня где-нибудь на глухой трассе и довести начатое до конца. Чур меня, чур меня!
Анализируя данный инцидент, я понял, что благополучно избежал неприятностей только благодаря тому, что заранее запланировал и четко несколько раз проговорил сценарий своих действий в подобных конфликтах. Ведь вся ситуация длилась от силы 5 минут или даже меньше. Раздумывать было некогда, надо сразу действовать. Сказать честно, я даже испугаться не успел, как автоматом включился сценарий. А страх пришел чуть позже, когда уже все закончилось, да и на следующий день остатки страха уходил через ноги - сам не поверил, что походя одолел сотку.
Итак, 1-я рекомендация: Нужен план действий, причем, хорошо обдуманный и проговоренный, дабы включался автоматически. Лучше иметь плохой план осторожному бегуну, чем отсутствие плана у смелого и сильного путешественника.
2-я рекомендация: Надо фиксировать подробности инцидента, которые пригодятся в дальнейшем, как при поиске недоброжелателей, так и судебном разбирательстве с ними. Я специально повторил номер машины 2 раза, дабы запомнить. Часто бывает, что после стресса, некоторые детали выпадают из памяти. А двукратное повторение хорошо закрепляет. Желательно, фиксировать на телефон фото или видео. Тогда, в 2006 году я спохватился о фото только уже находясь в остановившейся Волге, откуда и сфотографировал разворачивавшуюся Ниву. Сейчас с наличием телефона это можно было бы сделать быстрее.
3-я рекомендация: Использовать свои сильные стороны бегуна, а именно длительное перемещение по пересеченной местности. Как правило, среди хулиганов мало подготовленных спортсменов и у нас есть неплохие шансы просто бесхитростно убежать от преследователей. Что не раз у меня и случалось, когда я пробегал в Саратовской кругосветке мимо деревень с автобусными остановками. Местным ребятам просто лень тратить усилия на какого-то пробежего, а если все же попадает вожжа под задницу, то форы в 30-40 метров вполне достаточно, чтобы эта задница осталась неудовлетворенной.
4-я рекомендация: Не геройствуйте. Станьте трусом на дороге - целее будете. Даже, если вам получится удачно выйти из схватки, настучать какому-нибудь местному огороднику по репе, этим вы себя не возвысите и честь не сохраните - прочь подростковые иллюзии. В контакт нужно входить только тогда, когда нет другого выхода, а другой выход - 3-я рекомендация.
Успел пробежать 2 с половиной круга, забежал в школу до 1-го урока, забрал лыжи детей. Вспомнил об ОФП. Разминка, отжим -20 раз, пресс-10 раз.
P.S. Написал заметку только на следующий день. Надо что-то делать с организацией времени...
Последний раз редактировалось Marafonets 21 фев 2016, 12:31, всего редактировалось 1 раз.
|